Статистика:
Добрые открытки Владимира Зарубина
Скоро, скоро Новый год! Запах елки, ожидание самого праздника. И есть люди, которые создают этот праздник. Стоит посмотреть на новогодние открытки, которые собственноручно подписывали всем своим близким и знакомым, и невозможно остаться равнодушным. Доброта этих милых героев передается тебе, и забываешь, что они всего лишь нарисованные, придуманные, но с радостью в глазах, и в душе просыпается все только хорошее и позитивное.
Милые зайцы, медвежата и ежики стали неотъемлемой частью советских праздников. Их рисовали на окнах под Новый год, старательно копировали, украшая стенгазеты или плакаты. Автором целого мира забавных зверушек был Владимир Иванович Зарубин. За 30 лет работы в свет вышло более 1,5 миллиарда открыток и конвертов с его рисунками, однако умер художник практически в нищете.
Юный художник Владимир Зарубин
Зарубин Владимир Иванович – советский художник-мультипликатор, известен в каждой семье если не по фамилии, то точно по его знаменитым открыткам.
В 1925 году в небольшой деревне Орловской области в семье Зарубиных родился третий сын. Мальчик рос очень одаренным, и родители в меру сил поощряли его увлечение рисованием. Так, например, отец подсказал Володе начать собирать собственную коллекцию открыток. В те годы получить по почте от родных красивую картинку с небольшим письмом было настоящей радостью. Именно это счастье, связанное с почтальоном и вестью от далеких друзей, художник сумел сохранить в памяти и затем воплотить в собственных рисунках. Коллекция у маленького Вовы собралась, кстати, очень солидная – около пяти тысяч разноцветных карточек. Такая не у каждого мальчишки была!
Во время войны семью раскидало по свету. Старшие сыновья ушли на фронт, а младший попал в оккупацию и был вместе с другими односельчанами отправлен в Германию. Работал на заводе, несколько раз чуть было не попал под расстрел, но выжил и сумел после победы благополучно вернуться домой. Правда, в родной деревне он уже не остался. Юношу забрали в армию, а затем он осел в Москве, пошел работать на завод, учился в вечерней школе.
Талантливый художник открыток и советских мультфильмов
Вместе с огромной армией детей, переживших страшные годы, Владимир Зарубин сумел догнать и получить то, что отняла у него война – часть жизни, старшие классы школы, студенческие годы. Как-то ему на глаза попалось объявление о наборе на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Владимир Иванович решил попробовать и поступил учиться. Ему удалось поступить на курсы мультипликаторов, и много лет затем талантливый художник трудился на студии «Союзмультфильм». Глядя на его открытки, мало кто догадывался, что этот же художник был автором образов из сотни любимых советских мультфильмов: «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов», «Раз – горох, два – горох», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс» и множества других.
Удивительно, но не военный дух времени, ни пережитые дни в немецком плену практически не отразились в работах автора. Да, среди его работ были модные тогда и космические ракеты, и прославление человека-труда, однако наибольшая известность пришла к Зарубину именно благодаря его сказочным лесным жителям.
В период с 1957–1982 г., в течение 25 лет он работал в должности художника-мультипликатора на «Союзмультфильме». Помимо этого, Владимир Иванович иллюстрировал книги, оформлял календари, конверты. Но наибольшую известность получили его поздравительные открытки. Его самая первая открытка вышла в 1962 г. под редакцией Ю.Ряховского и называлась «Веселый космонавт».
Волшебные открытки Владимира Зарубина
Для этого времени характерны изображения масштабной стройки, производства, силы и мощи страны. Также популярна пропаганда здорового образа жизни, сюжеты, связанные со спортом и отдыхом на природе. Вместе с тем все больше появляется сказочных персонажей: лесных зверят, Деда Мороза, Снегурочки. Открытки этого периода для автора были своеобразной «пробой пера», Владимир Иванович еще только разрабатывал свой стиль.
Герои часто изображались на однотонном фоне, из цветовой гаммы излюбленное сочетание автора – синий и зеленоватые оттенки, цвета зимы и леса. Сюжеты – динамичные, часто с юмором, как одна маленькая история, застывшая в картинке.
На рубеже 1960-х и 1970-х годов на открытках всё чаще мелькает чудо того времени – телевизор. По-прежнему часто можно встретить символы страны: красный флаг, серп и молот, Кремль. Но все политические темы были далеки от Владимира Ивановича. Он сам признавался, что не собирается тягаться в мастерстве с уже сложившимися «политическими» художниками и предпочел сосредоточиться на известных всем лесных жителях и сказочных персонажах.
Одно из ключевых событий 80-х годов, Олимпиада – 1980, подсказала новый сюжет для многогранной печатной продукции. Теперь главным героем всевозможных изображений выступает олимпийский мишка. Кроме него, художники активно изображают технический прогресс тех лет, проще говоря – приметы времени. Не остался в стороне и Владимир Иванович.
В его новогодних сюжетах Дед Мороз уже развозит подарки не на традиционных оленях, а на современном снегоходе. Мальчик Новый Год летает над лесом на дельтаплане, делает снимки лесных жителей на фотоаппарат. А заяц с мишкой радуются, танцуют, используя при этом музыкальные колонки и микрофон. К слову, мишка в изображении Владимира Ивановича имеет легкое сходство со своим всемирно известным олимпийским собратом.
Впоследствии Владимир Иванович иллюстрировал немало книг, но главной его любовью оставались открытки. В советское время их десятками приносили в каждый дом – традиция поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников, бывших соседей была сложившейся и любимой. Довольно быстро открытки Зарубина стали самыми популярными в стране. Их спрашивали на почте, за ними выстраивались очереди в магазинах, а детвора, конечно же, собирала эти открытки и писала письма художнику.
Каждая открытка Владимира Зарубина – маленькая сказка
Начало 90-х годов для всей страны и для каждого человека стал весьма непростым периодом. Многие привычные вещи подверглись переосмыслению и обновлению. В частности, в тематике открыток снова появились поздравления «С Рождеством». Сюжеты могли создаваться самостоятельно или перерисовываться со старинных изображений.
Для художника, рисующего открытки, Владимир Зарубин был достаточно известен. У него скоро появились поклонники, которые писали мастеру. Современники вспоминают, что он всегда отвечал на эти письма.
Характер этого человека был, наверное, с первого взгляда виден в его работах: искренний, открытый, очень добрый – именно таким он был и в жизни, поэтому поклонники его творчества, получая в ответ письма, полные тепла, не были разочарованы в своем кумире.
К сожалению, перестройка выбила художника из колеи. В 90-х годах ему шел уже седьмой десяток, а в этом возрасте подстраиваться под мир, который рушится на глазах, очень сложно. Открытки катастрофически теряли актуальность, казалось, что почтовые перевозки вообще скоро канут в Лету, поэтому художнику пришлось менять специфику работы. Чтобы выжить, он вынужден был бегать по маленьким издательствам, пытался получить хоть какие-то деньги за свою работу, но это выходило все хуже. Но работать он не переставал, до последних дней из-под его кисти выходили такие милые и знакомые зверушки, которые вдруг перестали быть нужными.
Однако силы человека не безграничны. После очередного телефонного звонка из разорившегося издательства, получив известие, что денег за работу последних недель он не получит, Владимир Зарубин слег с тяжелейшим сердечным приступом. Он умер от инфаркта, и сын, который был с ним рядом, ничем не смог помочь 70-летнему отцу, а скорая помощь, к сожалению, опоздала.
Несмотря на то, что в период с 60-х по 90-е годы было выпущено огромное количество – более 1,5 миллиарда открыток с рисунками Владимира Зарубина, сегодня они ценятся у коллекционеров. Некоторые считаются раритетами и стоят очень дорого. В филокартии даже существует самостоятельное направление – коллекционирование открыток Владимира Зарубина.
Каждая его открытка как маленькая сказка, которая дарит тепло и ощущение волшебства. Когда у него спрашивали, что же главное в его творчестве, он всегда отвечал:
«Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».
Кстати, если хорошо поискать, то наверняка у каждого, рожденного в СССР, найдется где-нибудь в стопке старых открыток или в альбоме образец творчества этого прекрасного художника. Его работы настолько узнаваемы, что подписи не требуют.
Большую подборку восхитительных новогодних открыток Владимира Зарубина смотрите в нашей галерее.
Добрые новогодние открытки
Поделиться:
Еще по теме
Иринка
14:01, 22 декабря 2021
Великий художник! С этими открытках связаны очень добрые и светлые воспоминания из детства.
Чтобы отправлять комментарии, зарегистрируйтесь или войдите.
Я тоже в детстве собирал открытки Зарубина. Помню еще Дергилева. Остальных авторов открыток к сожалению не помню. В школе мои плакаты на новый год были самыми лучшими, потому что рисовал в стилистике Зарубина.