Вы здесь

Литература

Сообщество Литература

Лучшие книги, которые Вы прочитали, и хотите рассказать о них друзьям

Любовь важнее счастья? «Берег удачи» Агаты Кристи

Аватар пользователя Евгений
24 февраля 2024  •  

В оригинале это произведение называется «There is a Tide…» т.е. «Прилив». Какой прилив, куда прилив? Может быть, прилив чувств двух страждущих любви?

— Нет. Это название взято из фразы, произносимой предателем Брутом в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»:

There is a tide in the affairs of men, which taken at the flood leads on to fortune…

В переводе И. Б. Мандельштама:

В делах людей бывает миг прилива; Он мчит нас к счастью если не упущен

Какой такой прилив в делах, который ведёт к счастью? Если брать дела Брута, то для него, видимо, счастье в организации заговора и убийства первосвященника Юлия Цезаря. Типа: «на его месте должен быть я» или, как бытует в народе: «счастье там, где нас нет». Т.е. получается, человек якобы испытывает счастье, когда находится не на своём месте. Или, когда находится в погоне за тем, что ему только кажется счастьем, цепляясь за некий миг, случайно подвернувшийся шанс.

Сюжет «Прилива» очень похож на эту историю. И тут целых два персонажа, которые гонятся за неким счастьем. Точнее за иллюзией счастья. Им не нравится «плыть по течению». Конечно, многим своя собственная жизнь чем-то да не нравится. Вопрос в том, какими методами люди пытаются это исправить. Можно ли стать счастливым за чужой счёт? Украсть счастье у кого-то другого? Получить на халяву? На этот счёт вспоминаются слова другого классика литературы Льва Николаевича Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Т.е. каждому несчастному надо выбираться из своего собственного несчастья, самому решать свои конкретные проблемы, а не бежать от них. Но мы видим нечто противоположное. Скороспелую любовь за один день, которая по словам Линн Маршмонт, важнее счастья. Это при том, что её моментальный избранник, откровенно говорит, что любовь для него — это уничтожать, ломать человека.

Сперва-наперво она начинает посмеиваться над тем, что жених её Роули Клоуд к ней настроен серьёзно. И она делает это даже не с подружкой, а в компании презирающего женщин Дэвида Хантера, — прости господи, знатока людей, всё видящего с первого взгляда. Презирающий пытается внушить, что и она обладает той же непревзойдённой проницательностью — ну прям два ока Саурона слились в экстазе. На фоне этого сиюминутного приступа ночных бабочек в женском животе, все старания и переживания жениха могут показаться ничтожными. Мол, ничего ты не знаешь, Роули Клоуд, о большой и горячей женской любви. Какой же ты лопух, — такому-то и довериться нельзя, нельзя рассказать о себе откровенно, а можно только вешать лапшу о хранимой ради тебя девственности и верности до гроба. Вот вам и первая волна прилива. Но, в таком случае, это тот «прилив», который обесценивает все созидательные усилия до уровня никому не нужных отбросов, которые просто смыть в сортире. В то время как жених её годами готовится к свадьбе, кропотливо выстраивает отношения, работает на результат. Пусть для этого и приходится перелопачивать кучи дерьма. Как в прямом, так и в переносном смысле.

Да, женщина, которая умеет быть только нянькой, а именно этим Линн занималась в Африке, только эту возможность реализации и ценит. Даже если объект, который она хочет убаюкать и пригреть на своей груди, в конечном счёте её и прикончит. Так что же ей нужно и что важнее? Счастье или так называемая любовь?

Если важнее счастье, и если все счастливые семьи похожи друг на друга, то может быть стоит поучиться жизни у тех, кто счастливее тебя? В этом смысле семья Клоудов производит благоприятное впечатление. Видимо, не просто так убиенный глава семейства был хорошим другом месье Пуаро. Взять хотя бы жену Джереми Клоуда. В кризисной ситуации она ведёт себя очень достойно, — в смысле, пытается помочь мужу, а не пилит его истериками. Очень красивый эпизод. На столько, что заслуживает отдельного рассмотрения.

 

8
0
62